ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Северо-Западный федеральный округ
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Реализация программ СПО осуществляется в 27 организацях*, в том числе:
19 профессиональных образовательных организацях и 5 филиалах
1 образовательных организации высшего образования
и 2 филиалах
государственных и муниципальных
25
2
частных
в городских поселениях
26
1
в сельских поселениях
на карте
12 700
студентов среднего профессионального образования
(0,43% от контингента по РФ)
в т.ч. 10 572
очной формы обучения
10 523
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
обучаются в государственных и муниципальных организациях
97,3%
2,7%
в частных организациях
по программам подготовки квали- фицированных рабочих, служащих
19,9%
80,1%
специалистов среднего звена
ВсегоППКРСППССЗ
*) Из числа принявших участие в мониторинге. Кроме образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также организаций, не предоставивших сведения в рамках мониторинга.
Подготовка кадров по профессиям и специальностям, относящимся к разным отраслевым группам, имеет определенную специфику, которая связана с организацией учебного процесса, учебной и производственной практики, обеспечением учебно-лабораторным оборудованием, возможностями взаимодействия с профильными предприятиями и организациями. В мониторинге выделяется семь групп организаций, имеющих отраслевую специфику деятельности, которая устанавливается по доле контингента студентов 1 курса, обучающихся по выделенной группе профессий и специальностей.
Число образовательных организаций и филиалов, обладающих спецификой деятельности
9 образовательных организаций (33,3%) расположены в административном центре субъекта.
В сельской местности расположена 1 образовательная организация (3,7% от общего числа).
Контингент студентов, обучающихся по программам СПО
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 2,53 тыс. чел. (19,9% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 10,17 тыс. чел. (80,1% от общей численности обучающихся).
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, составляет 82,9%. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 17,1% студентов СПО.
Распределение контингента студентов по источникам финансирования реализации программ СПО, тыс.чел.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и по договорам об оказании платных образовательных услуг составляет 3,81 (показатель по РФ - 3,91) по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,42 (показатель по РФ - 3,56) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Перечень наиболее востребованных с точки зрения охвата профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях
Код и наименование профессии/специальности СПО
Общий прием студентов
Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме
Число поданных заявлений о приеме на обучение в расчете на число бюджетных мест очной формы обучения
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
253
3,80
3,91
34.02.01 - Сестринское дело
213
3,97
2,76
38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
212
4,00
1,67
09.02.03 - Программирование в компьютерных системах
126
3,96
2,89
43.01.09 - Повар, кондитер
126
3,53
1,00
08.02.01 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
122
3,99
3,24
23.02.03 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
118
3,99
2,73
38.02.04 - Коммерция (по отраслям)
117
3,58
1,21
23.01.03 - Автомеханик
109
3,48
1,00
08.02.05 - Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
103
3,69
1,82
44.02.01 - Дошкольное образование
98
4,20
2,71
31.02.01 - Лечебное дело
85
4,12
2,98
08.02.09 - Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
81
3,83
1,29
23.02.04 - Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
77
3,43
1,00
35.02.07 - Механизация сельского хозяйства
75
3,40
1,00
Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ
Инфраструктура и материально-техническая база профессиональных образовательных организаций
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы составляет 2,8% (показатель по РФ - 2,6%).
По данным мониторинга только 40,3% машин и оборудования, используемых в учебном процессе, не старше пяти лет (показатель по РФ - 36,6%). Мониторинг показал, что 6 организаций, т.е. 22,2% от общего количества, в течение последних пяти лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. При этом в 4 организациях (14,8%) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательных организаций составила 1,3% (показатель по РФ - 2,2%). В течение 2017 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 15 образовательных организаций, т.е. 55,6% от общего количества образовательных организаций.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательных организаций составила 2,1% (показатель по РФ - 2,8%). В целом, вложение бюджетных средств в развитие МТБ сделали 14 образовательных организаций.
Доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет средств профильных организаций и предприятий, в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах крупных и градообразующих предприятий, составляет 8,5% (показатель по РФ - 1,6%). В образовательных организациях, готовящих кадры для предприятий и организаций, оказывающих социально значимые услуги (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка), доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет бюджетных средств, составляет 74,2% (показатель по РФ - 72,6%).
Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования
Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 690 чел. (в том числе преподавателей – 567, мастеров производственного обучения – 123). Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) – 153.
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 26,1% (показатель по РФ - 33,6%). Средний возраст педагогических работников – 48,6 лет (показатель по РФ - 46,5).
Оценка качества подготовки кадров в образовательных организациях
Распределение образовательных организаций по результатам достижения показателей мониторинга1):
Нулевые значения по большинству основных показателей – отсутствие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, как таковых.
Значения большинства основных показателей не превышают медианного значения2) – наличие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, количественная характеристика которых (величина показателя) свидетельствует о необходимости их развития (оптимизации).
Значения большинства основных показателей превышают медианные значения2) – явления, характеризуемые показателями, имеют высокую степень внедрения и развития.
1) Из числа показателей 1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года. Размер пузырька соответствует приведенному контингенту обучающихся по программам среднего профессионального образования.
2) Медианное значение определяется серединой упорядоченной выборки ненулевых значений показателя в рамках группы отраслевой специфики.
В рейтинг3) ТОП-500 по Российской Федерации входят 3 (11,1%) организаций (в алфавитном порядке):
3) Рейтингование образовательных организаций и филиалов осуществляется путем сквозного ранжирования по каждому из целевых показателей (1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года) и последующего суммирования усредненных по каждому из критериев рангов показателей.
Результаты мониторинга качества подготовки кадров по образовательным организациям и филиалам
Целевая направленность образовательной деятельности организации по типу потенциального работодателя выпускников*
Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук
В рейтинге
Количество показателей:**
- ненулевых - выше медианы***
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
Здравоохранение и медицинские науки
Сельское хозяйство и сельскохозяй- ственные науки
Науки об обществе
Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
Искусство и культура
Оборона и безопас- ность государства, военные науки
Крестецкий филиал областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новгородский торгово-технологический техникум»
✘ не предоставлен (не соответствует требованиям) бумажный вариант отчета