ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центральный федеральный округ
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Реализация программ СПО осуществляется в 48 организацях*, в том числе:
25 профессиональных образовательных организацях и 11 филиалах
3 образовательных организацях высшего образования
и 9 филиалах
государственных и муниципальных
45
3
частных
в городских поселениях
42
6
в сельских поселениях
на карте
23 767
студентов среднего профессионального образования
(0,81% от контингента по РФ)
в т.ч. 21 148
очной формы обучения
19 421
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
обучаются в государственных и муниципальных организациях
97,8%
2,2%
в частных организациях
по программам подготовки квали- фицированных рабочих, служащих
18,7%
81,3%
специалистов среднего звена
ВсегоППКРСППССЗ
*) Из числа принявших участие в мониторинге. Кроме образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также организаций, не предоставивших сведения в рамках мониторинга.
Подготовка кадров по профессиям и специальностям, относящимся к разным отраслевым группам, имеет определенную специфику, которая связана с организацией учебного процесса, учебной и производственной практики, обеспечением учебно-лабораторным оборудованием, возможностями взаимодействия с профильными предприятиями и организациями. В мониторинге выделяется семь групп организаций, имеющих отраслевую специфику деятельности, которая устанавливается по доле контингента студентов 1 курса, обучающихся по выделенной группе профессий и специальностей.
Число образовательных организаций и филиалов, обладающих спецификой деятельности
20 образовательных организаций (41,7%) расположены в административном центре субъекта.
В сельской местности расположены 6 образовательных организаций (12,5% от общего числа).
Контингент студентов, обучающихся по программам СПО
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 4,44 тыс. чел. (18,7% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 19,33 тыс. чел. (81,3% от общей численности обучающихся).
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, составляет 81,7%. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 18,3% студентов СПО.
Распределение контингента студентов по источникам финансирования реализации программ СПО, тыс.чел.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и по договорам об оказании платных образовательных услуг составляет 3,88 (показатель по РФ - 3,91) по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,56 (показатель по РФ - 3,56) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Перечень наиболее востребованных с точки зрения охвата профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях
Код и наименование профессии/специальности СПО
Общий прием студентов
Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме
Число поданных заявлений о приеме на обучение в расчете на число бюджетных мест очной формы обучения
33.02.01 - Фармация
340
4,28
—
35.02.07 - Механизация сельского хозяйства
309
3,54
1,05
34.02.01 - Сестринское дело
292
4,16
2,19
23.02.07 - Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
238
3,69
2,03
23.02.06 - Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
234
3,94
2,20
19.02.10 - Технология продукции общественного питания
226
3,94
1,28
43.01.09 - Повар, кондитер
217
3,63
1,15
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
211
4,17
1,54
49.02.01 - Физическая культура
210
3,81
1,48
08.02.01 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
205
3,79
1,05
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
182
3,83
1,87
15.01.05 - Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
172
3,39
1,10
38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
154
4,15
1,86
44.02.01 - Дошкольное образование
153
4,16
2,22
09.02.07 - Информационные системы и программирование
146
4,03
1,46
Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ
Инфраструктура и материально-техническая база профессиональных образовательных организаций
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы составляет 1,2% (показатель по РФ - 2,6%).
По данным мониторинга только 26,6% машин и оборудования, используемых в учебном процессе, не старше пяти лет (показатель по РФ - 36,6%). Мониторинг показал, что 14 организаций, т.е. 29,2% от общего количества, в течение последних пяти лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. При этом в 4 организациях (8,3%) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательных организаций составила 2,0% (показатель по РФ - 2,2%). В течение 2017 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 20 образовательных организаций, т.е. 41,7% от общего количества образовательных организаций.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательных организаций составила 0,9% (показатель по РФ - 2,8%). В целом, вложение бюджетных средств в развитие МТБ сделали 19 образовательных организаций.
Доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет средств профильных организаций и предприятий, в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах крупных и градообразующих предприятий, составляет 0,8% (показатель по РФ - 1,6%). В образовательных организациях, готовящих кадры для предприятий и организаций, оказывающих социально значимые услуги (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка), доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет бюджетных средств, составляет 30,6% (показатель по РФ - 72,6%).
Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования
Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 1 505 чел. (в том числе преподавателей – 1 233, мастеров производственного обучения – 272). Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) – 234.
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 31,6% (показатель по РФ - 33,6%). Средний возраст педагогических работников – 46,8 лет (показатель по РФ - 46,5).
Оценка качества подготовки кадров в образовательных организациях
Распределение образовательных организаций по результатам достижения показателей мониторинга1):
Нулевые значения по большинству основных показателей – отсутствие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, как таковых.
Значения большинства основных показателей не превышают медианного значения2) – наличие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, количественная характеристика которых (величина показателя) свидетельствует о необходимости их развития (оптимизации).
Значения большинства основных показателей превышают медианные значения2) – явления, характеризуемые показателями, имеют высокую степень внедрения и развития.
1) Из числа показателей 1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года. Размер пузырька соответствует приведенному контингенту обучающихся по программам среднего профессионального образования.
2) Медианное значение определяется серединой упорядоченной выборки ненулевых значений показателя в рамках группы отраслевой специфики.
В рейтинг3) ТОП-500 по Российской Федерации входят 3 (6,3%) организаций (в алфавитном порядке):
В рейтинг3) ТОП-10 субъекта РФ входят (в алфавитном порядке):
Брянский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева"
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Брянский государственный технический университет"
3) Рейтингование образовательных организаций и филиалов осуществляется путем сквозного ранжирования по каждому из целевых показателей (1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года) и последующего суммирования усредненных по каждому из критериев рангов показателей.
Результаты мониторинга качества подготовки кадров по образовательным организациям и филиалам
Целевая направленность образовательной деятельности организации по типу потенциального работодателя выпускников*
Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук
В рейтинге
Количество показателей:**
- ненулевых - выше медианы***
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
Здравоохранение и медицинские науки
Сельское хозяйство и сельскохозяй- ственные науки
Науки об обществе
Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
Искусство и культура
Оборона и безопас- ность государства, военные науки