ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центральный федеральный округ
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Реализация программ СПО осуществляется в 43 организацях*, в том числе:
36 профессиональных образовательных организацях и 2 филиалах
2 образовательных организацях высшего образования
и 3 филиалах
государственных и муниципальных
39
4
частных
в городских поселениях
41
2
в сельских поселениях
на карте
19 036
студентов среднего профессионального образования
(0,65% от контингента по РФ)
в т.ч. 16 440
очной формы обучения
14 851
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
обучаются в государственных и муниципальных организациях
90,4%
9,6%
в частных организациях
по программам подготовки квали- фицированных рабочих, служащих
20,5%
79,5%
специалистов среднего звена
ВсегоППКРСППССЗ
*) Из числа принявших участие в мониторинге. Кроме образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также организаций, не предоставивших сведения в рамках мониторинга.
Подготовка кадров по профессиям и специальностям, относящимся к разным отраслевым группам, имеет определенную специфику, которая связана с организацией учебного процесса, учебной и производственной практики, обеспечением учебно-лабораторным оборудованием, возможностями взаимодействия с профильными предприятиями и организациями. В мониторинге выделяется семь групп организаций, имеющих отраслевую специфику деятельности, которая устанавливается по доле контингента студентов 1 курса, обучающихся по выделенной группе профессий и специальностей.
Число образовательных организаций и филиалов, обладающих спецификой деятельности
21 образовательная организация (48,8%) расположена в административном центре субъекта.
В сельской местности расположены 2 образовательные организации (4,7% от общего числа).
Контингент студентов, обучающихся по программам СПО
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 3,90 тыс. чел. (20,5% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 15,13 тыс. чел. (79,5% от общей численности обучающихся).
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, составляет 78,0%. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 22,0% студентов СПО.
Распределение контингента студентов по источникам финансирования реализации программ СПО, тыс.чел.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и по договорам об оказании платных образовательных услуг составляет 3,82 (показатель по РФ - 3,91) по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,49 (показатель по РФ - 3,56) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Перечень наиболее востребованных с точки зрения охвата профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях
Код и наименование профессии/специальности СПО
Общий прием студентов
Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме
Число поданных заявлений о приеме на обучение в расчете на число бюджетных мест очной формы обучения
33.02.01 - Фармация
533
3,88
> 5,00
23.02.03 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
313
3,80
2,11
34.02.01 - Сестринское дело
309
3,89
1,56
38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
245
4,06
2,31
43.01.09 - Повар, кондитер
233
3,64
1,28
38.02.04 - Коммерция (по отраслям)
202
3,60
1,55
19.02.10 - Технология продукции общественного питания
192
3,69
1,22
31.02.01 - Лечебное дело
174
4,09
1,98
15.01.05 - Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
153
3,31
1,15
13.02.03 - Электрические станции, сети и системы
137
3,93
1,97
15.02.08 - Технология машиностроения
134
3,61
1,40
08.01.08 - Мастер отделочных строительных работ
127
3,40
1,14
08.02.09 - Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
123
3,66
1,55
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
119
3,84
—
09.02.01 - Компьютерные системы и комплексы
117
4,02
3,55
Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ
Инфраструктура и материально-техническая база профессиональных образовательных организаций
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы составляет 2,8% (показатель по РФ - 2,6%).
По данным мониторинга только 35,7% машин и оборудования, используемых в учебном процессе, не старше пяти лет (показатель по РФ - 36,6%). Мониторинг показал, что 9 организаций, т.е. 20,9% от общего количества, в течение последних пяти лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. При этом в 10 организациях (23,3%) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательных организаций составила 0,9% (показатель по РФ - 2,2%). В течение 2017 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 17 образовательных организаций, т.е. 39,5% от общего количества образовательных организаций.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательных организаций составила 1,9% (показатель по РФ - 2,8%). В целом, вложение бюджетных средств в развитие МТБ сделали 29 образовательных организаций.
Доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет средств профильных организаций и предприятий, в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах крупных и градообразующих предприятий, составляет 0,0% (показатель по РФ - 1,6%). В образовательных организациях, готовящих кадры для предприятий и организаций, оказывающих социально значимые услуги (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка), доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет бюджетных средств, составляет 83,0% (показатель по РФ - 72,6%).
Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования
Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 1 018 чел. (в том числе преподавателей – 816, мастеров производственного обучения – 202). Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) – 167.
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 27,0% (показатель по РФ - 33,6%). Средний возраст педагогических работников – 49,9 лет (показатель по РФ - 46,5).
Оценка качества подготовки кадров в образовательных организациях
Распределение образовательных организаций по результатам достижения показателей мониторинга1):
Нулевые значения по большинству основных показателей – отсутствие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, как таковых.
Значения большинства основных показателей не превышают медианного значения2) – наличие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, количественная характеристика которых (величина показателя) свидетельствует о необходимости их развития (оптимизации).
Значения большинства основных показателей превышают медианные значения2) – явления, характеризуемые показателями, имеют высокую степень внедрения и развития.
1) Из числа показателей 1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года. Размер пузырька соответствует приведенному контингенту обучающихся по программам среднего профессионального образования.
2) Медианное значение определяется серединой упорядоченной выборки ненулевых значений показателя в рамках группы отраслевой специфики.
В рейтинг3) ТОП-500 по Российской Федерации входят 2 (4,7%) организаций (в алфавитном порядке):
В рейтинг3) ТОП-10 субъекта РФ входят (в алфавитном порядке):
Ивановский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
3) Рейтингование образовательных организаций и филиалов осуществляется путем сквозного ранжирования по каждому из целевых показателей (1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года) и последующего суммирования усредненных по каждому из критериев рангов показателей.
Результаты мониторинга качества подготовки кадров по образовательным организациям и филиалам
Целевая направленность образовательной деятельности организации по типу потенциального работодателя выпускников*
Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук
В рейтинге
Количество показателей:**
- ненулевых - выше медианы***
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
Здравоохранение и медицинские науки
Сельское хозяйство и сельскохозяй- ственные науки
Науки об обществе
Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
Искусство и культура
Оборона и безопас- ность государства, военные науки