ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приволжский федеральный округ
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
Реализация программ СПО осуществляется в 36 организацях*, в том числе:
28 профессиональных образовательных организацях и 1 филиалах
2 образовательных организацях высшего образования
и 5 филиалах
государственных и муниципальных
35
1
частных
в городских поселениях
29
7
в сельских поселениях
на карте
15 887
студентов среднего профессионального образования
(0,54% от контингента по РФ)
в т.ч. 14 678
очной формы обучения
11 545
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
обучаются в государственных и муниципальных организациях
95,4%
4,6%
в частных организациях
по программам подготовки квали- фицированных рабочих, служащих
14,6%
85,4%
специалистов среднего звена
ВсегоППКРСППССЗ
*) Из числа принявших участие в мониторинге. Кроме образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также организаций, не предоставивших сведения в рамках мониторинга.
Подготовка кадров по профессиям и специальностям, относящимся к разным отраслевым группам, имеет определенную специфику, которая связана с организацией учебного процесса, учебной и производственной практики, обеспечением учебно-лабораторным оборудованием, возможностями взаимодействия с профильными предприятиями и организациями. В мониторинге выделяется семь групп организаций, имеющих отраслевую специфику деятельности, которая устанавливается по доле контингента студентов 1 курса, обучающихся по выделенной группе профессий и специальностей.
Число образовательных организаций и филиалов, обладающих спецификой деятельности
16 образовательных организаций (44,4%) расположены в административном центре субъекта.
В сельской местности расположены 7 образовательных организаций (19,4% от общего числа).
Контингент студентов, обучающихся по программам СПО
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 2,32 тыс. чел. (14,6% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 13,57 тыс. чел. (85,4% от общей численности обучающихся).
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, составляет 72,7%. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 27,3% студентов СПО.
Распределение контингента студентов по источникам финансирования реализации программ СПО, тыс.чел.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и по договорам об оказании платных образовательных услуг составляет 3,87 (показатель по РФ - 3,91) по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,55 (показатель по РФ - 3,56) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Перечень наиболее востребованных с точки зрения охвата профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях
Код и наименование профессии/специальности СПО
Общий прием студентов
Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме
Число поданных заявлений о приеме на обучение в расчете на число бюджетных мест очной формы обучения
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
577
3,98
2,20
35.02.16 - Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
316
3,44
1,03
38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
270
3,98
1,00
34.02.01 - Сестринское дело
254
4,17
1,64
15.01.05 - Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
172
3,60
1,00
09.02.07 - Информационные системы и программирование
133
3,92
1,15
43.01.09 - Повар, кондитер
108
3,58
1,10
49.02.01 - Физическая культура
108
3,87
1,14
44.02.01 - Дошкольное образование
102
4,20
1,54
43.02.15 - Поварское и кондитерское дело
100
3,70
1,00
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
94
4,35
1,70
09.02.03 - Программирование в компьютерных системах
87
4,15
1,98
13.02.11 - Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
78
3,81
1,07
35.01.11 - Мастер сельскохозяйственного производства
76
3,38
1,00
21.02.05 - Земельно-имущественные отношения
74
3,96
1,25
Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ
Инфраструктура и материально-техническая база профессиональных образовательных организаций
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы составляет 4,7% (показатель по РФ - 2,6%).
По данным мониторинга только 32,5% машин и оборудования, используемых в учебном процессе, не старше пяти лет (показатель по РФ - 36,6%). Мониторинг показал, что 4 организации, т.е. 11,1% от общего количества, в течение последних пяти лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. При этом в 7 организациях (19,4%) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательных организаций составила 3,4% (показатель по РФ - 2,2%). В течение 2017 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 23 образовательные организации, т.е. 63,9% от общего количества образовательных организаций.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательных организаций составила 1,1% (показатель по РФ - 2,8%). В целом, вложение бюджетных средств в развитие МТБ сделали 12 образовательных организаций.
Доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет средств профильных организаций и предприятий, в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах крупных и градообразующих предприятий, составляет 0,0% (показатель по РФ - 1,6%). В образовательных организациях, готовящих кадры для предприятий и организаций, оказывающих социально значимые услуги (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка), доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет бюджетных средств, составляет 35,2% (показатель по РФ - 72,6%).
Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования
Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 1 178 чел. (в том числе преподавателей – 1 039, мастеров производственного обучения – 139). Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) – 182.
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 32,2% (показатель по РФ - 33,6%). Средний возраст педагогических работников – 46,1 лет (показатель по РФ - 46,5).
Оценка качества подготовки кадров в образовательных организациях
Распределение образовательных организаций по результатам достижения показателей мониторинга1):
Нулевые значения по большинству основных показателей – отсутствие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, как таковых.
Значения большинства основных показателей не превышают медианного значения2) – наличие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, количественная характеристика которых (величина показателя) свидетельствует о необходимости их развития (оптимизации).
Значения большинства основных показателей превышают медианные значения2) – явления, характеризуемые показателями, имеют высокую степень внедрения и развития.
1) Из числа показателей 1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года. Размер пузырька соответствует приведенному контингенту обучающихся по программам среднего профессионального образования.
2) Медианное значение определяется серединой упорядоченной выборки ненулевых значений показателя в рамках группы отраслевой специфики.
В рейтинг3) ТОП-500 по Российской Федерации входят 3 (8,3%) организаций (в алфавитном порядке):
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Темниковский медицинский колледж»
Рузаевский институт машиностроения (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»
В рейтинг3) ТОП-10 субъекта РФ входят (в алфавитном порядке):
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия "Саранский автомеханический техникум"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Темниковский медицинский колледж»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия "Зубово-Полянский педагогический колледж"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия "Ичалковский педагогический колледж"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия "Ковылкинский аграрно-строительный колледж"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия "Саранский политехнический техникум"
Ковылкинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»
Рузаевский институт машиностроения (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»
3) Рейтингование образовательных организаций и филиалов осуществляется путем сквозного ранжирования по каждому из целевых показателей (1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года) и последующего суммирования усредненных по каждому из критериев рангов показателей.
Результаты мониторинга качества подготовки кадров по образовательным организациям и филиалам
Целевая направленность образовательной деятельности организации по типу потенциального работодателя выпускников*
Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук
В рейтинге
Количество показателей:**
- ненулевых - выше медианы***
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
Здравоохранение и медицинские науки
Сельское хозяйство и сельскохозяй- ственные науки
Науки об обществе
Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
Искусство и культура
Оборона и безопас- ность государства, военные науки
431261, Республика Мордовия, г.Краснослободск, Больничный переулок,дом 4.
Также в этом городе расположены:
Учредитель(и):
- Учредителем Учреждения является Республика Мордовия. Функции и полномочия Учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Республики Мордовия