ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сибирский федеральный округ
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
Реализация программ СПО осуществляется в 41 организации*, в том числе:
29 профессиональных образовательных организацях и 8 филиалах
2 образовательных организацях высшего образования
и 2 филиалах
государственных и муниципальных
38
3
частных
в городских поселениях
30
11
в сельских поселениях
на карте
24 161
студент среднего профессионального образования
(0,82% от контингента по РФ)
в т.ч. 19 475
очной формы обучения
17 505
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
обучаются в государственных и муниципальных организациях
97,4%
2,6%
в частных организациях
по программам подготовки квали- фицированных рабочих, служащих
16,5%
83,5%
специалистов среднего звена
ВсегоППКРСППССЗ
*) Из числа принявших участие в мониторинге. Кроме образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также организаций, не предоставивших сведения в рамках мониторинга.
Подготовка кадров по профессиям и специальностям, относящимся к разным отраслевым группам, имеет определенную специфику, которая связана с организацией учебного процесса, учебной и производственной практики, обеспечением учебно-лабораторным оборудованием, возможностями взаимодействия с профильными предприятиями и организациями. В мониторинге выделяется семь групп организаций, имеющих отраслевую специфику деятельности, которая устанавливается по доле контингента студентов 1 курса, обучающихся по выделенной группе профессий и специальностей.
Число образовательных организаций и филиалов, обладающих спецификой деятельности
24 образовательные организации (58,5%) расположены в административном центре субъекта.
В сельской местности расположены 11 образовательных организаций (26,8% от общего числа).
Контингент студентов, обучающихся по программам СПО
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 3,99 тыс. чел. (16,5% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 20,17 тыс. чел. (83,5% от общей численности обучающихся).
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, составляет 72,5%. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 27,5% студентов СПО.
Распределение контингента студентов по источникам финансирования реализации программ СПО, тыс.чел.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и по договорам об оказании платных образовательных услуг составляет 3,94 (показатель по РФ - 3,91) по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,57 (показатель по РФ - 3,56) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Перечень наиболее востребованных с точки зрения охвата профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях
Код и наименование профессии/специальности СПО
Общий прием студентов
Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме
Число поданных заявлений о приеме на обучение в расчете на число бюджетных мест очной формы обучения
34.02.01 - Сестринское дело
407
4,17
4,28
21.02.01 - Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
276
4,24
> 5,00
23.01.03 - Автомеханик
273
3,56
1,64
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
272
4,01
> 5,00
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
249
4,23
4,25
44.02.01 - Дошкольное образование
244
3,97
> 5,00
19.02.10 - Технология продукции общественного питания
198
3,80
3,30
09.02.07 - Информационные системы и программирование
195
4,23
> 5,00
43.01.09 - Повар, кондитер
193
3,55
1,12
21.02.02 - Бурение нефтяных и газовых скважин
160
3,82
4,44
26.02.03 - Судовождение
153
3,37
1,00
23.02.03 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
152
3,75
2,25
15.01.05 - Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
151
3,49
1,61
13.02.11 - Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
139
3,89
3,57
23.02.04 - Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
136
3,68
1,75
Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ
Инфраструктура и материально-техническая база профессиональных образовательных организаций
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы составляет 3,4% (показатель по РФ - 2,6%).
По данным мониторинга только 40,5% машин и оборудования, используемых в учебном процессе, не старше пяти лет (показатель по РФ - 36,6%). Мониторинг показал, что 6 организаций, т.е. 14,6% от общего количества, в течение последних пяти лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. При этом в 12 организациях (29,3%) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательных организаций составила 2,5% (показатель по РФ - 2,2%). В течение 2017 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 22 образовательные организации, т.е. 53,7% от общего количества образовательных организаций.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательных организаций составила 4,5% (показатель по РФ - 2,8%). В целом, вложение бюджетных средств в развитие МТБ сделали 26 образовательных организаций.
Доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет средств профильных организаций и предприятий, в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах крупных и градообразующих предприятий, составляет 0,0% (показатель по РФ - 1,6%). В образовательных организациях, готовящих кадры для предприятий и организаций, оказывающих социально значимые услуги (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка), доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет бюджетных средств, составляет 86,9% (показатель по РФ - 72,6%).
Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования
Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 1 297 чел. (в том числе преподавателей – 1 098, мастеров производственного обучения – 199). Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) – 236.
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 37,9% (показатель по РФ - 33,6%). Средний возраст педагогических работников – 45,9 лет (показатель по РФ - 46,5).
Оценка качества подготовки кадров в образовательных организациях
Распределение образовательных организаций по результатам достижения показателей мониторинга1):
Нулевые значения по большинству основных показателей – отсутствие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, как таковых.
Значения большинства основных показателей не превышают медианного значения2) – наличие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, количественная характеристика которых (величина показателя) свидетельствует о необходимости их развития (оптимизации).
Значения большинства основных показателей превышают медианные значения2) – явления, характеризуемые показателями, имеют высокую степень внедрения и развития.
1) Из числа показателей 1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года. Размер пузырька соответствует приведенному контингенту обучающихся по программам среднего профессионального образования.
2) Медианное значение определяется серединой упорядоченной выборки ненулевых значений показателя в рамках группы отраслевой специфики.
В рейтинг3) ТОП-500 по Российской Федерации входят 7 (17,1%) организаций (в алфавитном порядке):
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций"
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Томский техникум водного транспорта и судоходства»
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет»
3) Рейтингование образовательных организаций и филиалов осуществляется путем сквозного ранжирования по каждому из целевых показателей (1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года) и последующего суммирования усредненных по каждому из критериев рангов показателей.
Результаты мониторинга качества подготовки кадров по образовательным организациям и филиалам
Целевая направленность образовательной деятельности организации по типу потенциального работодателя выпускников*
Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук
В рейтинге
Количество показателей:**
- ненулевых - выше медианы***
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
Здравоохранение и медицинские науки
Сельское хозяйство и сельскохозяй- ственные науки
Науки об обществе
Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
Искусство и культура
Оборона и безопас- ность государства, военные науки