ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дальневосточный федеральный округ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Реализация программ СПО осуществляется в 68 организацях*, в том числе:
46 профессиональных образовательных организацях и 13 филиалах
5 образовательных организацях высшего образования
и 4 филиалах
государственных и муниципальных
62
6
частных
в городских поселениях
51
17
в сельских поселениях
на карте
26 196
студентов среднего профессионального образования
(0,89% от контингента по РФ)
в т.ч. 21 624
очной формы обучения
17 743
за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ
обучаются в государственных и муниципальных организациях
90,6%
9,4%
в частных организациях
по программам подготовки квали- фицированных рабочих, служащих
19,8%
80,2%
специалистов среднего звена
ВсегоППКРСППССЗ
*) Из числа принявших участие в мониторинге. Кроме образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также организаций, не предоставивших сведения в рамках мониторинга.
Подготовка кадров по профессиям и специальностям, относящимся к разным отраслевым группам, имеет определенную специфику, которая связана с организацией учебного процесса, учебной и производственной практики, обеспечением учебно-лабораторным оборудованием, возможностями взаимодействия с профильными предприятиями и организациями. В мониторинге выделяется семь групп организаций, имеющих отраслевую специфику деятельности, которая устанавливается по доле контингента студентов 1 курса, обучающихся по выделенной группе профессий и специальностей.
Число образовательных организаций и филиалов, обладающих спецификой деятельности
28 образовательных организаций (41,2%) расположены в административном центре субъекта.
В сельской местности расположены 17 образовательных организаций (25,0% от общего числа).
Контингент студентов, обучающихся по программам СПО
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 5,18 тыс. чел. (19,8% от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 21,02 тыс. чел. (80,2% от общей численности обучающихся).
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, составляет 67,7%. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 32,3% студентов СПО.
Распределение контингента студентов по источникам финансирования реализации программ СПО, тыс.чел.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и по договорам об оказании платных образовательных услуг составляет 3,98 (показатель по РФ - 3,91) по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,63 (показатель по РФ - 3,56) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Перечень наиболее востребованных с точки зрения охвата профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях
Код и наименование профессии/специальности СПО
Общий прием студентов
Средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме
Число поданных заявлений о приеме на обучение в расчете на число бюджетных мест очной формы обучения
34.02.01 - Сестринское дело
552
4,08
3,04
38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
542
4,18
> 5,00
40.02.01 - Право и организация социального обеспечения
541
4,11
> 5,00
23.01.03 - Автомеханик
510
3,65
2,34
44.02.01 - Дошкольное образование
391
4,12
> 5,00
15.01.05 - Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
290
3,55
1,58
49.02.01 - Физическая культура
209
3,83
3,46
13.01.10 - Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
183
3,41
1,38
40.02.02 - Правоохранительная деятельность
166
3,85
—
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
156
4,26
> 5,00
21.02.05 - Земельно-имущественные отношения
153
4,25
> 5,00
31.02.01 - Лечебное дело
145
4,20
> 5,00
09.02.07 - Информационные системы и программирование
132
4,06
3,45
26.02.03 - Судовождение
128
3,48
1,16
08.02.01 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
127
3,96
2,60
Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ
Инфраструктура и материально-техническая база профессиональных образовательных организаций
Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы составляет 0,1% (показатель по РФ - 2,6%).
По данным мониторинга только 45,4% машин и оборудования, используемых в учебном процессе, не старше пяти лет (показатель по РФ - 36,6%). Мониторинг показал, что 20 организаций, т.е. 29,4% от общего количества, в течение последних пяти лет не обновляли учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование. При этом в 18 организациях (26,5%) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов образовательных организаций составила 3,2% (показатель по РФ - 2,2%). В течение 2017 года направили внебюджетные средства на развитие материально-технической базы 25 образовательных организаций, т.е. 36,8% от общего количества образовательных организаций.
Доля бюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме бюджетных расходов образовательных организаций составила 0,7% (показатель по РФ - 2,8%). В целом, вложение бюджетных средств в развитие МТБ сделали 25 образовательных организаций.
Доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет средств профильных организаций и предприятий, в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах крупных и градообразующих предприятий, составляет 0,0% (показатель по РФ - 1,6%). В образовательных организациях, готовящих кадры для предприятий и организаций, оказывающих социально значимые услуги (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка), доля расходов на приобретение машин и оборудования, осуществляемых за счет бюджетных средств, составляет 48,0% (показатель по РФ - 72,6%).
Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования
Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 1 473 чел. (в том числе преподавателей – 1 217, мастеров производственного обучения – 256). Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) – 461.
Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 44,3% (показатель по РФ - 33,6%). Средний возраст педагогических работников – 42,9 лет (показатель по РФ - 46,5).
Оценка качества подготовки кадров в образовательных организациях
Распределение образовательных организаций по результатам достижения показателей мониторинга1):
Нулевые значения по большинству основных показателей – отсутствие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, как таковых.
Значения большинства основных показателей не превышают медианного значения2) – наличие в образовательной организации явлений, характеризуемых показателями, количественная характеристика которых (величина показателя) свидетельствует о необходимости их развития (оптимизации).
Значения большинства основных показателей превышают медианные значения2) – явления, характеризуемые показателями, имеют высокую степень внедрения и развития.
1) Из числа показателей 1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года. Размер пузырька соответствует приведенному контингенту обучающихся по программам среднего профессионального образования.
2) Медианное значение определяется серединой упорядоченной выборки ненулевых значений показателя в рамках группы отраслевой специфики.
В рейтинг3) ТОП-500 по Российской Федерации входят 4 (5,9%) организаций (в алфавитном порядке):
Восточно-Сибирский институт экономики и менеджмента
3) Рейтингование образовательных организаций и филиалов осуществляется путем сквозного ранжирования по каждому из целевых показателей (1.5.1, 1.5.2, 1.10, 2.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.8, 4.3, 4.9, 5.1, 5.2, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2, 8.1, 9.2, 9.4 Системы критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года) и последующего суммирования усредненных по каждому из критериев рангов показателей.
Результаты мониторинга качества подготовки кадров по образовательным организациям и филиалам
Целевая направленность образовательной деятельности организации по типу потенциального работодателя выпускников*
Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук
В рейтинге
Количество показателей:**
- ненулевых - выше медианы***
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
Здравоохранение и медицинские науки
Сельское хозяйство и сельскохозяй- ственные науки
Науки об обществе
Образование и педагогические науки
Гуманитарные науки
Искусство и культура
Оборона и безопас- ность государства, военные науки
678300 Республика Саха (Якутия) п.Сангар ул.Горбунова 22
Также в этом городе расположены:
Учредитель(и):
- Функции и полномочия Учредителя в части координации и регулирования деятельности Учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство бразования и наки Республики Саха (Якутия)
- Республика Саха (Якутия).
Функции и полномочия учредителя в части принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации, а также об изменении его типа осуществляются Правительством Республики Саха (Якутия)
- Функции и полномочия Учредителя в части управления государственным имуществом Учреждения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)
Нерюнгринский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Алданский политехнический техникум"
✘ не предоставлен (не соответствует требованиям) бумажный вариант отчета
Учреждение среднего профессионального образования "Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации"
✘ не предоставлен (не соответствует требованиям) бумажный вариант отчета
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта"
✘ выявлены некорректные данные отчета ✘ не предоставлен (не соответствует требованиям) бумажный вариант отчета
филиал "Пеледуйский"
✘ выявлены некорректные данные отчета ✘ не предоставлен (не соответствует требованиям) бумажный вариант отчета